Евсеев Евгений

Российская авиация будущего.

 

Практически все знают Иркутский Авиазавод (ИАПО), который в отличии многих других предприятий производит продукцию, которая пользуется спросом на международном рынке. В 2002 году он выполнил около 8% внешнего оборонного заказа России. Его продукция, это военные и учебные истребители, но заказы, которые на заводе выполняются, это в основном международные контракты и доля продукции, которая идёт на внутренний рынок очень мала. Тоесть министерство обороны почти не закупает новые самолёты. Наш военный бюджет примерно в десять раз меньше, чем у США, соответственно и поступление новейших вооружений очень ограничено. В основном этот бюджет уходит на содержание устаревшей военной техники, находящейся сейчас на вооружении.

            Наша авиация всё ещё пользуется спросом в мире, но при нынешних тенденциях в оборонной промышленности это не сможет долго продолжатся. У США уже поступают на вооружение истребители пятого поколения. Их разработку они закончили и начинают процесс перевооружения своей армии. Боевые самолёты четвёртого поколения соответственно уже им не нужны и они будут избавляться от имеющихся. В России же разработка истребителей пятого поколения только ещё ведётся и даже если в ближайшем времени успешно завершится, то у государства не хватит денег на перевооружение армии. Сейчас же всё ещё выпускается четвёртое поколение. Оно конечно по тактико – техническим показателям достаточно близко к пятому, как говорят некоторые: поколение 4,5, но всё же устаревшего образца. Когда закончится процесс перевооружения армий западных стран, то одновременно они начнут избавляться от своей устаревшей авиации, которая аналогична по параметрам нашим истребителям, но стоимость их будет в несколько раз ниже.  По законам рынка Российская продукция станет просто не нужна, так как запад заполнит рынок своими старыми, но ещё конкурентоспособными истребители по демпинговым ценам. Тогда мы попрощаемся со странами, импортирующими нашу авиацию, а это сейчас единственное, на чём держится производство боевых истребителей в России. Сложилась интересная ситуация, когда у нас современные истребители могут закупать иностранные государства, а у министерства обороны нет денег на эту технику. В итоге же получается, что эти государства вооружены нашей техникой намного лучше, чем Российская армия, а министерство обороны предпочитает закупать устаревшие истребители, прошедшие модернизацию, так как они дешевле, а не новые, уже разработанные, у нас, но ещё не экспортируемые и не поступившие на вооружение. Хотя даже и эти новые модели сами по себе уже устарели.

            20 января 2004 года наш ВПК заключил сделку, по продаже Индии тяжёлого авианесущего крейсера “Адмирал флота Советского Союза Горшков” и теперь у России остаётся только один авианесущий крейсер “Адмирал Кузнецов”. По некоторым данным на нём от полка палубной авиации осталось только 12 человек и в правительстве подумывают о том, чтобы его тоже продать, так как нет смысла держать крейсер, который не выполняет стоящих перед ним задач, соответственно и палубная авиация у нас может исчезнуть как класс, что не может не отразится на обороноспособности страны, ведь без морской авиации нет и речи о каких – либо интересах страны, за исключением небольшой прибрежной полоски моря.

            С гражданской авиацией всё намного хуже. На внутренний рынок самолёты производятся в очень малых количествах, так как авиакомпаниям закупать авиацию намного дешевле на западе. Существующая на данный момент техника очень изношена, а разработка новых моделей, в противовес импортным ведётся медленно из – за недостатка финансирования. Также медленно, но верно появляется проблема недостатка пилотов в авиации. Если раньше были чёткие ступени обучения пилотов: Ан-2, Ан-24, Ту-134 и потом Ту-154, начиная с малой авиации и заканчивая большой, то теперь первая ступень, это самолёты Ан-2, большей частью стоят по межремонтному ресурсу. Вторая ступень: Ан-26, Як-40. Эти самолёты также мало летают, так как их парк потерял свою работу и используются они в основном там, где без них просто нельзя обойтись, на крайнем севере. Несмотря на то что полеты на Як-40 малоэкономичны, их используют. Даже при том, что загрузка составляет в лучшем случае 50%. И получается, что сейчас основные используемые самолёты, это Ту-154 и Ту-134. По возрастному порогу, основная масса командиров этих кораблей приблизительно через пять лет будет списана и наша авиация останется без кадров, так как смена им ещё не готова.

            Решать эту проблему авиаторы собираются повышением качества лётных тренажёров, переподготовкой военных лётчиков, которые освобождаются в военно-воздушных силах. Это методы, которые не требуют достаточно больших финансовых затрат, но авиационным училищам нужны не только тренажёры, самое главное – педагогический потенциал, который формируется десятилетиями, и это обойдётся дороже всего, ведь поставить тренажёры, это не значит снять вопрос.

            Все вопросы в основном упираются в финансирование и решить их можно только одним путём, это созданием конкурентоспособной авиации, которая будет востребована на международном рынке. Сейчас мы отстаём на много лет от США в создании эффективной авиации, но и у нас есть достаточно много качественных решений в основном в области военной авиации. Технология боевого самолёта невидимки, на которую Штаты положили огромное количество финансовых вложений, разработали специальные радиопоглощающие покрытия, оптимальную форму корпуса, заменяется у нас небольшим прибором, который ставится на носу истребителя и окутывая его низкотемпературной плазмой не отражает радиоизлучения. Также есть интересная технология вертикального взлёта, которой ещё не обладает запад и дающая возможность взлетать самолётам с любой площадки. Это в несколько раз повышает стоимость самолёта на мировом рынке при других схожих тактико – технических данных. Если собрать всё имеющееся разработки вместе, и создать истребитель пятого поколения, то получится очень эффективная боевая машина, которая сможет побить всех конкурентов на мировом рынке и даст необходимые вливания в наш авиапром.